Вот уже который год профессиональные аналитики в области транспорта ведут учеты и графики продаж автомобилей различных марок по всему земному шару. Такая статистика жизненно важна для мониторинга потребительского спроса, адекватной оценки реализуемости каждой модели и подведения общих итогов сбыта автотранспортных средств за определенный период. Несмотря на стремительно растущий кризис, число автолюбителей с каждым месяцем только увеличивается, что не может не радовать. И хотя машина давно уже не роскошь, а средство передвижения, все больше потребителей предпочитают приобретать модели бизнес-класса, что подтверждается фактами: в первой половине 2016 года продажи премиальных авто, стоимость которых превышает несколько миллионов, увеличились практически на 4%. Подавляющее количество россиян вынуждено обращаться в банк за кредитом, чтобы позволить себе стать владельцем дорог. Это объясняет тот факт, что средняя стоимость автомобилей, которые обрели новых владельцев в России в 2016 году, составила 700-900 тысяч рублей. Наибольшей популярностью неизменно пользуются бренды с мировым именем - Hyundai, Kia, Lada, Renault и некоторые другие. Остановимся на этом поподробнее.
Прошедший год не удивлял аналитиков автомобильного рынка своей непредсказуемостью. Интрига лидерства держалась вплоть до декабря, поскольку продажа популярных моделей не снижалась, а наоборот, увеличивалась ближе к концу года. Согласно данным Комитета автопроизводителей, только в течение периода с января по май было продано около полумиллиона новых автомобилей, реализация которых осуществлялась через официальных дилеров. Разумеется, это количество неравномерно распределено по областям Российской Федерации: неизменным лидером по количеству приобретенных машин из салонов остается Москва и ближайшее Подмосковье, а вот более удаленные от столицы регионы делают упор на покупку подержанных авто. Несмотря на довольно внушительную цифру, все равно приходится вести речь о падении рынка реализации автомобилей в России в 2016 году, поскольку показатели предыдущего 2015 года, были гораздо более позитивными.
Как бы то ни было, уже завершился декабрь, и нелегкий год наконец окончен, что позволяет подвести итоги и проанализировать продажи автомобилей в России (исходя из данных за один месяц):
Если суммировать общие показатели продажи новых моделей одного производителя по данным в декабре 2016, получается такая интересная картина:
Статистика продаж новых легковых авто в России за 2016 год
Место |
Марка |
2016 год |
2015 год |
+/– % |
1 |
Lada |
266296 |
269096 |
-1 |
2 |
KIA |
149567 |
163500 |
-9 |
3 |
Hyundai* |
145254 |
161201 |
-10 |
4 |
Renault* |
117230 |
120411 |
-3 |
5 |
Toyota* |
94568 |
98149 |
-4 |
6 |
VW |
74221 |
78390 |
-5 |
7 |
Nissan* |
70464 |
91100 |
-23 |
8 |
ГАЗ ком.авт. * |
55803 |
51192 |
9 |
9 |
Skoda |
55386 |
55012 |
1 |
10 |
УАЗ* |
48848 |
48588 |
1 |
11 |
Ford* |
42528 |
38607 |
10 |
12 |
Mercedes-Benz |
36888 |
41614 |
-11 |
13 |
Chevrolet |
30463 |
49765 |
-39 |
14 |
BMW |
27507 |
27486 |
0 |
15 |
Lexus |
24117 |
20224 |
19 |
16 |
Mazda |
21543 |
27358 |
-21 |
17 |
Audi |
20705 |
25650 |
-19 |
18 |
Datsun |
18772 |
32008 |
-41 |
19 |
Lifan |
17460 |
15131 |
15 |
20 |
Mitsubishi |
16769 |
35909 |
-53 |
21 |
Land Rover |
9122 |
11605 |
-21 |
22 |
Daewoo4 |
8574 |
20451 |
-58 |
23 |
VW ком.авт.* |
6400 |
5707 |
12 |
24 |
Mercedes-Benz ком.авт.* |
6328 |
8329 |
-24 |
25 |
Subaru |
5638 |
6852 |
-18 |
26 |
Volvo |
5585 |
7831 |
-29 |
27 |
Porsche |
4961 |
5290 |
-6 |
28 |
Chery |
4758 |
4964 |
-4 |
29 |
Suzuki |
4520 |
6540 |
-31 |
30 |
Infiniti |
4517 |
5495 |
-18 |
31 |
Geely |
4473 |
11617 |
-61 |
32 |
Citroёn* |
3803 |
5528 |
-31 |
33 |
Peugeot* |
3602 |
5645 |
-36 |
34 |
FIAT* |
2159 |
3799 |
-43 |
35 |
Jaguar |
2073 |
972 |
113 |
36 |
Ravon5 |
1811 |
- |
- |
37 |
Honda |
1747 |
4622 |
-62 |
38 |
MINI |
1360 |
1350 |
1 |
39 |
Cadillac |
1274 |
1141 |
12 |
40 |
Jeep |
1269 |
2057 |
-38 |
41 |
DFM |
1152 |
1365 |
-16 |
42 |
SsangYong |
1141 |
5194 |
-78 |
43 |
Brilliance |
863 |
1202 |
-28 |
44 |
FAW |
829 |
- |
- |
45 |
smart |
696 |
471 |
48 |
46 |
Isuzu* |
617 |
617 |
0 |
47 |
Changan |
540 |
734 |
-26 |
48 |
Iveco* |
518 |
732 |
-29 |
49 |
Zotye3 |
301 |
- |
- |
50 |
BAW* |
171 |
329 |
-48 |
51 |
Acura2 |
163 |
721 |
-77 |
52 |
Haima |
114 |
391 |
-71 |
53 |
Alfa Romeo |
100 |
44 |
127 |
54 |
Foton* |
75 |
19 |
295 |
55 |
Hyundai LCV |
72 |
- |
- |
56 |
Genesis6 |
46 |
- |
- |
57 |
Chrysler |
30 |
43 |
-30 |
58 |
Opel |
- |
16682 |
- |
59 |
Great Wall |
- |
3181 |
- |
60 |
JAC |
- |
152 |
- |
61 |
SEAT |
- |
47 |
- |
Всего |
1425791 |
1602110 |
-11,0 |
Модели новых легковых автомобилей в России, которые пользовались наибольшим спросом покупателей в 2016 году
Место |
Модель |
2016 год |
2015 год |
+/– % |
1 |
Hyundai Solaris |
90380 |
115868 |
-22,0 |
2 |
Lada Granta |
87726 |
120182 |
-27,0 |
3 |
KIA Rio |
87662 |
97097 |
-9,7 |
4 |
Lada Vesta |
55174 |
2785 |
- |
5 |
VW Polo |
47702 |
45390 |
5,1 |
6 |
Renault Duster |
44001 |
43923 |
0,2 |
7 |
Toyota RAV 4 |
30603 |
27102 |
12,9 |
8 |
Chevrolet Niva |
29844 |
31367 |
-4,9 |
9 |
Renault Logan |
29565 |
41311 |
-28,4 |
10 |
Lada Largus |
29341 |
38982 |
-24,7 |
11 |
Renault Sandero |
28557 |
30221 |
-5,5 |
12 |
Toyota Camry |
28063 |
30136 |
-6,9 |
13 |
Lada 4x4 |
27274 |
35312 |
-22,8 |
14 |
Skoda Rapid |
25931 |
24547 |
5,6 |
15 |
Hyundai Creta |
21929 |
- |
- |
16 |
Skoda Octavia A7 |
21759 |
21373 |
1,8 |
17 |
Lada Kalina |
20982 |
35869 |
-41,5 |
18 |
Lada XRAY |
19943 |
- |
- |
19 |
UAZ Patriot |
19381 |
19950 |
-2,9 |
20 |
KIA Sportage |
19003 |
20751 |
-8,4 |
21 |
Nissan Qashqai |
18723 |
10545 |
77,6 |
22 |
Nissan X-Trail |
17886 |
20502 |
-12,8 |
23 |
Lada Priora |
17553 |
28507 |
-38,4 |
24 |
Mazda CX-5 |
15790 |
17681 |
-10,7 |
25 |
KIA Cee'd |
15081 |
19268 |
-21,7 |
Рейтинг составлен на основе данных Association of European Businesses
Как мы можем видеть, динамика продаж изменяется буквально с каждым днем, однако существенных изменений в первой десятке лидеров обычно не наблюдается. Поразительным остается тот факт, что изделия китайского автопрома мало пользуются спросом у граждан РФ. Очевидно, это объясняется недоверительным отношением россиян к технологии производства жителей Поднебесной. Хотя стоит заметить, что большинство моделей отличаются достаточно конкурентоспособными техническими характеристиками, и при этом стоят относительно дешево по сравнению с популярными корейскими, французскими и немецкими вариантами. На какие же изделия неизменно растет рыночный спрос? Судя по тенденции ушедшего года, будущее за корейскими производителями и отечественными марками. Однако стоит заметить, что предпочтение автолюбители отдают все-таки зарубежным изделиям, что объясняется их надежностью и доступностью, в то время как марки вроде Lada обладают в большей мере только вторым показателем. Это серьезный повод для размышлений изготовителям российских авто: совершая столь дорогостоящую покупку, клиент вправе рассчитывать на хорошее качество сборки, долговечность и мощность, что на данный момент, к сожалению, в отечественных машинах практически отсутствует.