В начале 2016 года вторичный рынок автомобилей в России показывает неуверенный рост, постепенно возрождаясь. Это отмечают не только статисты, но и аналитики крупнейших автомобильных брендов. Именно поэтому большинство производителей, представленных в России, все больше внимания уделяют этому сегменту, предлагая расширенные программы Trade-in.
Кроме того, именно в продажах на вторичном рынке, видят свое спасение крупнейшие автосалоны страны.
Понимая, что выжить только на новых автомобилях, которые резко подорожали в течение 2015 года и продолжают дорожать сейчас, практически невозможно, они все чаще предлагают свои услуги владельцам подержанной техники.
Что же ждет вторичный рынок автомобилей 2016 года? Стоит ли ждать стремительного роста продаж? Какие наблюдаются тенденции на вторичном рынке? Как обстоят дела в начале 2016 года на рынке подержанных авто? И какая же самая надежная машина на вторичном рынке?
2015 год вообще получился очень сложным для автомобильной отрасли России. Не помогли даже самые продаваемые автомобили. Рынок новых машин рухнул практически сразу, в начале года. Вторичный рынок транспортных средств последовал за ним.
Падение наблюдалось во всех сегментах – перестали продаваться бюджетные машины, стали невостребованными внедорожники, микроавтобусы и легкий грузовой транспорт вообще мало кого интересовал. Более менее стабильно чувствовал себя только рынок премиальных автомобилей, но и там продажи заметно сократились.
Уже в мае 2015 года, когда аналитическое агентство «Автостат» отчиталось о делах на автомобильном рынке России, эксперты поняли, что дела не просто плохи, а очень плохи. Продажи подержанных машин по итогам апреля 2015 года сократились на 1/3 по сравнению с предыдущим годом, что стало полной неожиданностью для всех участников рынка. Всего было продано порядка 410 тысяч бу автомобилей.
Причем произошло стремительное перераспределение в пользу отечественных моделей. Конечно, и раньше на данном поприще лидировала LADA, которую всегда отличала простота и надежность. Но теперь модели «АвтоВАЗа» заняли 13 мест импровизированного рейтинга из топ-25.
Лето участники рынка встречали весьма насторожено, а прогнозы пугали еще больше. Трудно было понять, чем закончится 2015 год и что будет в 2016 году на вторичном рынке автомобилей в России.
Заместитель директора агентства «Автостат» комментируя ситуацию сказал, что ожидать восстановления до конца года не стоит. Валютные пертурбации озадачили россиян. Многие из тех, кто вообще планировал сделать покупку или обменять старое авто на новое, сделали это в конце 2014 года.
Другие просто теперь не могут позволить себе купить новое авто, а значит и от старого избавляться не спешат. Как следствие, рынок подержанных машин в России испытывает давление не только со стороны покупателей, но и со стороны продавцов.
Интересными оказались и другие тенденции рынка. Так статисты отметили, что растет средний возраст проданных бу машин в России. Взяв для сравнения 2008 год, они заметили, что доля подержанных авто в возрасте до 7 лет включительно снизилась с 56 до 31%.
А вообще средний возраст предлагаемых в интернете машин в 2015 году колебался возле отметки - 12 лет. В то время, как до 2010 года этот показатель находился на отметке – 8 лет. Такие изменения также оказались связаны с общей экономической ситуацией. Люди стали реже менять свои транспортные средства, предпочитая «докатывать» их до более солидного возраста.
Стоит отметить, что несмотря на совсем не оптимистичные прогнозы, вторичный рынок авто в России постепенно начал выправляться к концу года. По крайней мере удалось «уйти» от пугающей цифры в 30%.
По итогам 2015 года аналитическое агентство «Автостат» зафиксировало, что падение рынка, по сравнению с 2014 годом, составило 19.7%. В количественном выражении это составило 4.9 миллиона проданных подержанных машин.
В топ-7 самых продаваемых бу автомобилей по стране вошли следующие бренды:
Несмотря на то, что Лада сохранила свою многолетнюю лидирующую позицию, продажи упали почти на 21%, что несколько больше, чем в среднем по рынку.
При этом эксперты говорят, что новые марки, такие как Hyundai и KIA только начали выставляться на вторичном рынке автомобилей России, и поэтому их доля пока не велика. Но в дальнейшем именно она будет расти, так как данные бренды входят в число лидирующих на рынке новых машин.
Интересное исследование провели «Известия» - их специалисты сравнили стоимость подержанных машин в ноябре 2014 года и в ноябре 2015 года. В результате выяснилось, что ценники в среднем подросли на 25%.
Анализировались 3-х летние подержанные машины, с пробегом до 70 000 километров, продаваемые в интернете на нескольких самых популярных ресурсах, в число которых вошли Avito.ru, Auto.ru, Cars-Bazar.ru, Drom.ru и другие.
Статисты отметили, что наибольший рыночный рост показали представители премиум-класса. Для примера указывались следующие машины.
Директор агентства «Автостат» отметил, что все заметнее становится участие в данном сегменте крупных автосалонов и официальных дилеров. К концу года их доля выросла до 7% общего объема. И есть все основания полагать, что вторичный рынок автомобилей в течение 2016 года сохранит данную тенденцию – автосалоны отдадут под подержанные машины большую часть парка. Естественно, что при этом они будут целенаправленно наращивать свое присутствие на рынке.
Как уже отмечалось выше, рынок подержанных машин впервые с 2014 года начал расти. Правда, произошло это не в первый месяц года, а чуть позже. Статистика проданных авто за январь 2016 года говорит о том, что на вторичном рынке авто в России было продано порядка 309 тысяч единиц техники. Этот показатель стал хуже, чем годом ранее – падение составило 6.8%.
Среди лидеров, как обычно, значились самые популярные автомобильные бренды в России – LADA, Toyota, Nissan, Chevrolet,Hyundai. Причем последний, уже в первый месяц года показал рост продаж. Как и отмечали эксперты, корейские машины постепенно стали наполнять рынок бу автомобилей.
Если говорить про модели, то в январе 2016 года уверенно лидировали представители «АвтоВАЗа» - 8 разных машин в числе топ-10 рейтинга. Самой продаваемой на вторичке в январе стала LADA 2114 (9344 шт.), за ней следовала LADA 2107 (8104 шт.), замыкал тройку Ford Focus (7641 шт.)
Представители бизнеса, комментируя продажи в первый месяц года, сдержанно говорили, что январь никогда не был показательным и следует подождать результатов февраля, чтобы понять динамику.
Вероятно, они были правы! Потому что данные за февраль 2016 года показали – вторичный рынок транспортных средств растет. Всего было продано чуть менее 370 тысяч единиц техники, что на 10.9% больше чем за аналогичный период 2015 года. Да и в сравнении с январем, прирост заметный. И это несмотря на то, что объем рынка новых автомобилей в России продолжает уменьшаться. С этого момента, вторичный рынок автомобилей 2016 стал улучшаться.
Как и следовало ожидать, LADA не упустила своего лидерства в общем зачете. Своих владельцев сменили более 103 тысяч машин Волжского автозавода, что примерно соответствует 28% общего объема рынка. При этом по сравнению с прошлым годом заметно небольшое падение, на уровне до 0.5%.
Также в тройку лидеров вторичного рынка автомобилей вошли японские концерны и надежные автомобили – Toyota и Nissan . Причем в отличии от российского автопроизводителя их продажи выросли более чем на 15%.
Если говорить про конкретные модели, то лидеры не поменялись. Но вот LADA 2110 вытеснила с третьего места Ford Focus, который, тем не менее, так и остается самой популярной иномаркой в России на вторичке.
Данных за март 2016 года пока нет, но эксперты отрасли не сомневаются, что рынок авто с пробегом в России продолжает наращивать объемы. Граждане страны постепенно привыкают к новым реалиям и ценам, видят насколько сильно подорожали новинки автопрома. В таких условиях, многие решаются на покупку подержанного транспортного средства, так как не считают нужным ждать чего-то еще.
Кроме того, аналитики агентства «Автостат» подтверждают, что активно входят на рынок серьезные дистрибьюторы, крупные автосалоны и официальные дилеры. Уже сейчас их доля в общем количестве продаж достигла 10% (как мы помним, к концу 2015 года этот показатель находился на отметке в 7%).
Причин у этого несколько:
Алексей Баринов, занимающий должность директора по продаже автомобилей с пробегом группы компаний «Рольф» вообще утверждает, что спрос на качественные машины, проверенные официальными дилерами, настолько вырос, что заметно опередил предложение. Именно поэтому в компании «Рольф» собираются уже в 2016 году добиться соотношения между новыми машинами и автомобилями с пробегом на уровне 60:40.
Более того, скоро вторичный рынок автомобилей на территории России получит новый инструмент, который разрабатывают специалисты ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Это будет полнофункциональная база машин с пробегом, содержащая информацию обо всех (ну или почти всех) транспортных средствах, когда-либо проданных в стране. Когда она появится, серьезные торговые организации в сфере автомобильного бизнеса получат еще большее доверие автолюбителей и смогут значительно подвинуть частников на вторичном рынке авто.