Как известно в органах правопорядка служат такие же люди, и в России это особенно заметно. Сотрудники ГИБДД иногда могут банально ошибаться.
А нередко просто бывают в плохом настроении и буквально ведут себя по отношению к водителям хамски и незаконно. Каждый, кто оказывался в такой ситуации, чувствовал настоящую несправедливость, а порой и бессилие.
А между тем в законодательстве России предусмотрена жалоба на сотрудника ГИБДД, которую можно подать в инстанции разного уровня. Такой документ может привести к служебной проверке и взысканию для сотрудника правопорядка, который вел себя неэтично и непрофессионально.
В случаях неправомерной остановки или предвзятом отношении сотрудника, водитель может сразу же указать данному полицейскому на недопустимость такого поведения. А также попросить представиться по форме и показать удостоверение.
Пункт 5 статьи Федерального закона №3-ФЗ «О полиции» гласят:
Данные желательно не просто запомнить, а даже записать.Не лишним будет фиксировать все происходящее на видео – это может пригодиться в дальнейшем. Кроме того, многие полицейские при виде камеры сбавляют свой тон и возвращаются к нормальному общению.
Если самые простые действия ни к чему не приводят, а водитель на сто процентов уверен в своей правоте, то начать можно со звонка по номеру телефона доверия ГИБДД. Начальство нередко знает своих недобросовестных сотрудников и готово пойти на встречу гражданам.
Следующей инстанцией, куда можно обратиться, является прокуратура. Статьи 22 и 27 Федерального закона №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прямо указывают на то, что прокурор имеет право проверять исполнение всеми должностными лицами ГИБДД МВД РФ требований федеральных законов. И в случае незаконных действий госслужащих, своим постановлением, освобождает граждан от ответственности.
Наконец, если все вышеперечисленные методы не помогают, каждый гражданин России имеет полное право защищать свои интересы в суде. Для этого необходимо будет написать на сотрудника ГИБДД жалобу и передать ее в суд лично, либо заказным письмом.
Подробная процедура составления и подачи жалобы есть в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации. Именно там указано, что любой житель страны имеет полное право подавать жалобу на любое действие или бездействие представителей государственной власти, естественно включая сотрудников ГИБДД.
Следует сразу отметить, что законодательно закрепленной формы не существует, то есть, каждый водитель может подавать документ в свободной форме, даже если это жалоба на постановление ГИБДД.
Однако, нужно понимать, что это официальная бумага и если она будет грамотно составлена, рассматривать ее будут с большим интересом.
В начале документа («шапка») указываются: наименование и реквизиты судебного органа, в который идет обращение. За ними следуют данные о составителе жалобы: ФИО, место регистрации, контактные данные (почтовый адрес, телефон, email).
То есть, у любой бумаги должна быть «шапка», собственно текст жалобы, и «подвал». Дальше, по середине листа пишется слово «Жалоба» и идет повествование в свободной форме, в котором водитель излагает основные обстоятельства дела, свое видение ситуации, почему он считает действия сотрудника неправомерными, кто может подтвердить слова пострадавшего и т.д. Все моменты необходимо описывать подробно, добавляя существенные детали.
Как и во всех остальных сферах человеческой жизни, при обращении в суд по поводу неправомерных действий инспектора ГИБДД есть определенные мелочи и нюансы, о которых желательно знать.
Во-первых, если в тексте жалобы есть ссылки на какие-то документы, то их необходимо приложить к основному документу. Предварительно их нужно пронумеровать и составить опись.
Во-вторых, бытует заблуждение, которое поддерживают недобросовестные сотрудники ГИБДД, что пассажиры автомобиля, водителю которого предъявляют обвинения, не могут выступать в качестве свидетелей по делу. Это не так.
Любой гражданин, в том числе и находящийся в транспортном средстве, может засвидетельствовать неправомерные действия государственного служащего или его хамство по отношению к участникам дорожного движения.
В-третьих, подача жалобы облагается государственной пошлиной, которая в 2016 году рассчитывается как 15% от минимального размера оплаты труда (МРОТ). Соответственно, ко всем документам необходимо прикрепить также квитанцию об оплате пошлины.
Каждый водитель, который столкнулся на дороге с неправомерными действиями сотрудников ГИБДД или натолкнулся на хамство и игнорирование основных прав человека, должен понимать, что противодействие этому в его же интересах. Только постоянная и планомерная борьба за свои права приведет к порядку на дорогах.