Что самое важное в автомобиле? Двигатель, подвеска или может быть тяговые свойства? Нет, самое главное – это безопасность и уверенность, что управляя машиной, водитель контролирует ситуацию, управляет ей с минимальным риском для себя и своих близких.
Правильный выбор рисунка протектора улучшит управляемость транспортного средства, обеспечит безопасность и комфорт при вождении.
Сейчас многообразие форм и видов покрышек поражает воображение. Представлены автошины с широкими лепестками и шашками, с глубокими надрезами и узкими канавками, с ярко выраженным и невнятным протектором, в общем, какие угодно.
Какой рисунок шины автомобиля выбрать? Давайте разбираться вместе.
Протектор – это толстый слой резины на внешней части колеса, защищающий покрышку и установленную внутри камеру (при её наличии) от проколов и прочих повреждений. Имеет выделенные выступы и канавки различной конфигурации.
В зависимости от области применения и условий использования колёса классифицируется по следующим параметрам:
Геометрия и направление сегментов
Эта классификация считается основной, в ней выделяют следующие категории рисунков автошин:
Колёса с симметричным рисунком отличаются одинаковой формой и глубиной надрезов по всей длине защитного слоя, относительно центральной оси. Самые распространённые, сочетают неплохие ходовые качества, не шумят при движении и доступны по цене. Подойдут водителям, предпочитающим спокойную езду, преимущественно по сухому асфальтированному покрытию.
Колёса с асимметричным рисунком имеют разную геометрию элементов относительно центральной оси. Маркируются на внутренней (inner) или внешней (outer) стороне для корректной установки на диск. Сегменты (чаще всего лепестки) на одной стороне обеспечивают комфортную езду в дождь (дождевая сторона), на другой устойчивость на сухой дороге (сухая сторона). Отличаются поперечной устойчивостью, хороши для дальних поездок и агрессивного вождения. Из минусов стоит отметить высокую стоимость и особенности установки.
Колёса с направленным рисунком бортируются на диск по маркировке на боковой части колеса (rotation и указатель хода вращения). Основные достоинства – управляемость на мокром покрытии благодаря широким сегментам, высокая курсовая устойчивость и впечатляющая координация.
Определённый вид и расположение протекторных блоков влияет на ходовые свойств машины в зависимости от состояния и типа дороги. Различают следующие категории шин:
Такие покрышки достаточно хорошо отводят воду из зоны контакта, но плохо очищаются. При езде по бездорожью ходовые свойства снижаются, а эксплуатация на снежном или ледяном покрытии очень опасна.
Отличаются агрессивным рисунком – крупные шашки, расположенные на расстоянии друг от друга (так лучше удаляется грязь). Удачно сочетают высокую проходимость, управляемость, комфорт и низкий уровень шума во время езды.
Иногда часть протектора переносится на боковину с плечевой части (грунтозацепы). Используются для экстремального вождения на бездорожье, по грязи или камням.
Уверенно ведут себя как на асфальтовом покрытии, так и на пересечённой местности. Подходят для поездок по городу с периодическими вылазками на природу.
Определяющую роль при выборе покрышек в зависимости от сезона играет состав резины. Конфигурация и расположение сегментов влияют на поведение колеса на зимней дороге весьма опосредованно.
В протектор зимней резины зачастую впаяны специальные шипы для сопротивления скольжению (шипованные шины).
Рисунок шины для зимней дороги, как правило, характеризуется большим количеством канавок и насечек. Кроме того, на поверхности такой резины чаще всего есть несколько центральных крупных канав.
Именно они обеспечивают наиболее быстрый отвод большого количества талого снега из-под колеса машины, что снижает аквапланирование.
Как вариант, может быть использован V-образный рисунок, который способен выполнить точно такую же функцию отвода смеси снега и воды.
Возможно, кому-то это покажется странным, но глубина рисунка строго нормирована правилами дорожного движения. В законе о летней резине написано, что летом легковые автомобили должны ездить на резине, у которой глубина канавок не менее 1,6 миллиметров. Для грузовиков и автобусов этот показатель еще больше – не менее 2 миллиметров.
А если транспортное средство двигается по зимней дороге, то глубина протектора на шине не должна быть меньше 5 миллиметров.
Он представляет из себя небольшой выступ внутри канавки. Как только износ достигает такой степени, что уровень резины индикатора и основы выравнивается, пора ехать в магазин за покупкой нового комплекта.
Любители разнообразных экспериментов и тестирования, провели исследования и выяснили, что правильно подобранная шина (в том числе и в части протектора) позволяет экономить водителю до 3 полных баков бензина в год. В денежном выражении это выливается в несколько тысяч рублей, что совсем немало.
Статистические данные медицинских работников говорят о том, что слишком шумные шины нередко являются причиной проблем с сердцем. Порядка 50 сердечных приступов в год происходит потому, что в салоне проникает неприятный звук трения резины по асфальту.
На абсолютно новом комплекте колес нельзя развивать высокие скорости. Дело в том, что при изготовлении шин на их поверхность наносят специальный состав, который не позволяет резине прилипать к форме. И пока он не сотрется с поверхности, сцепление с дорогой не столь качественное. Ну и наконец, грамотно подобранный рисунок автошин увеличит срок службы колёс, обеспечит комфортное и безопасное вождение. А ведь именно о безопасности на дороге следует беспокоиться больше всего.