История современных автомобилей начиналась с изобретения двигателя внутреннего сгорания. А одним из основных его элементов являлся карбюратор. Конечно, сейчас уже система питания карбюраторного двигателя постепенно уходит в прошлое, уступая свое место под капотом машин инжекторным системам, но до недавнего времени именно она была основным компонентом.
В общем смысле система питания стандартного двигателя предназначена для хранения и очистки топлива, создания из него горючей смеси и подачи ее в цилиндры силового агрегата. Карбюратор здесь играет основную роль при смешивании горючего с очищенным воздухом. Полученная смесь поступает в камеры внутреннего сгорания и служит топливом.
Так как в большинстве случаев карбюраторные двигатели автомобилей работали на бензине, далее рассматриваться будет именно такая классическая система. Изначально моторы машин были не слишком сложными, и количество элементов не превышало пары десятков. Последние поколения были значительно сложнее и в них могли использоваться дополнительные детали.
Система питания двигателя карбюраторного типа обязательно включает:
Рассмотрим все эти элементы более подробно, чтобы понять, какова их роль, и что они делают в рамках системы.
Бак для топлива. Обычная емкость для хранения, бензин в которую попадает с автозаправки, через заливную горловину. Его размещают в самой безопасной, задней части автомобиля, чтобы максимально исключить случайные повреждения. Объем бака в современном автомобиле составляет примерно 40-50 литров.
Топливопроводы. Идут от бака под днищем транспортного средства в сторону двигателя. Первая ступень очистки бензина представляет собой обычную сетку на том конце трубопровода, которая начинается в баке. Она сделана так, чтобы не допустить прохода крупных примесей и воды.
Фильтр для очистки горючего. Располагается перед насосом и служит для тонкой очистки бензина. Чаще всего является неразборной деталью, которая меняется целиком по мере надобности.
Насос. Необходим для принудительной передачи бензина из емкости хранения в карбюратор.
Фильтр для очистки воздуха. Выполняет точно такую же функцию как фильтр горючего, только очищает поступающий из атмосферы воздух. Чаще всего устанавливается в верхней части карбюратора. Если данная деталь засоряется слишком сильно, воздуха поступает меньше и происходит излишний расход бензина в общей системе.
Карбюратор. Является основой системы питания двигателя, выполняя главную функцию по перемешиванию бензина и воздуха. В зависимости от необходимости и режима работы мотора, смешивает два ингредиента в разных пропорциях, создавая горючую смесь необходимого качества.
Самый простой карбюратор состоит из следующих деталей:
Когда внутри цилиндра двигателя поршень перемещается из крайне верхнего положения в самый низ, над ним создается разреженная область. В нее устремляется атмосферный воздух, на пути которого стоит фильтр. Проходя полость карбюратора воздух встречается с бензином, который распыляется со стороны. Как следствие, они перемешиваются и получается горючая смесь. Именно она и попадает в камеру сгорания.
Система питания современного карбюраторного двигателя построена таким образом, что он может работать в нескольких разных режимах. И для каждого из них, подготавливается горючая смесь с разным соотношением бензина и воздуха.
Нетрудно догадаться, что когда в карбюраторе большая часть времени готовится обедненная горючая смесь из бензина и воздуха, расход топлива получается минимальным. Соответственно, для экономии бензина необходимо двигаться на средней скорости в постоянном режиме, без резких торможений и ускорений.
Из всех элементов данной системы, наибольшего внимания заслуживает карбюратор. Топливный бак настолько прост, что там особо нечему ломаться. Лишь крайне редко его надо промывать. Топливный и воздушный фильтры чаще всего являются неразборными и просто заменяются по мере надобности.
Соответственно, именно правильная работа карбюратора является залогом нормальной эксплуатации автомобиля.
Если же в процессе использования транспортного средства настройки и регулировка карбюратора нарушается, то он начинает готовить горючую смесь не того качества. В зависимости от поломки, в цилиндры будет поступать либо слишком богатая смесь, либо обедненная.
Признаки избытка бензина в горючей смеси выглядят так:
Признаки недостатка бензина в горючей смеси:
Чтобы этого не случилось, необходимо регулярно и грамотно производить обслуживание карбюратора. Делать это без соответствующих знаний не рекомендуется.
Другие возможные неисправности карбюраторной системы питания
Эксплуатация карбюратора с любыми неисправностями приводит к дальнейшему быстрому износу всей системы. Это достаточно быстро дает эффект на весь двигатель. И уже вскоре приходится выполнять серьезные ремонтные работы, требующие вмешательства специалистов и больших финансовых затрат. Именно поэтому необходимо вовремя проводить обслуживание системы и следить за ее состоянием.