Перегрев двигателя: последствия и первая помощь в такой ситуации

Прочтёте за 7 мин.
Проверить автомобиль по
VIN коду или гос номеру
угондтпзалогпробеги еще 25 пунктов
Перегрев двигателя

Автор статьи:
Павел Потапенко
Автоэксперт проекта

Перегрев двигателя часто оборачивается большой проблемой на дорогах и может иметь нежелательные, серьезные, негативные последствия в работе всего автомобиля. Бывает, что это становилось причиной возгорания двигателя или его полного заклинивания, когда есть только один выход - вызывать эвакуатор и обращаться в автомастерскую.

При всей кажущейся простоте, причины такого явления не всегда очевидны и важно знать, что может стать первопричиной такого поведения вашего надежного “стального” коня. Дело в том, что перегрев имеет свойство накопительного характера, когда последствия после нескольких случаев могут носить фатальный характер.

Признаки перегрева двигателя машины

У водителей современных авто на панели имеется индикатор перегрева двигателя, с помощью которого можно легко контролировать температуру работы движка, то важно знать: она не должна превышать предел рабочей и если она достигает 110 градусов - это критическое состояние и реагировать следует моментально. В случае, когда такой индикатор отсутствует на приборной панели, то за пиктограммой перегрева, лучше всего следить, если будет цифровой или стрелочный индикатор, который поможет оценить ситуацию и не допустить возникновение критической ситуации.

Первым “симптомом” надвигающейся проблемы будет снижение мощности вентилятора радиатора, уменьшение интенсивности его работы.

Также стоит беспокоиться, когда под ногами чувствуется нагрев стенок салона машины. Само состояние перегрева не столь опасно, но его многократное повторение может вылиться уже в серьезную проблему.

Перегрев двигателя и последствия

Проблема с перегревом обязательно негативно отразятся на работе многих блоков и деталей. Это может быть:

  • износ резиновых сальников, колечек, клапанов, прокладок, патрубков - все они от высокой температуры со временем становятся жесткими и ломкими;
  • быстрая потеря свойств охлаждающей жидкости;
  • происходит окисление тосола;
  • в соты радиатора охлаждения попадают продукты окисления и забивают их.

Все это не столь критично, но может повлечь за собой серьезные неполадки. Довольно часто перегрев происходит в жару, при сильный перегрузках или продолжительном движении пробках большого города.Перегрев двигателя

Водители с опытом не станут доверять электронике и показаниям внутрибортовых приборов - они умеют на слух определить неисправности и неполадки в работе двигателя на начальной стадии возникновения потенциальной проблемы. Чтобы убедиться в своем предположении, можно брызнуть аккуратно водой на головку двигателя - ее вскипание подтвердит ваши догадки.

А “кипение” - это уже стопроцентный признак того, что мотор машины перегрет. В этом случае необходимо максимально снизить скорость и как можно быстрее припарковаться на обочине. Если условия движения на дороге позволяют, лучше докатиться на нейтралке. Не спешите сразу глушить двигатель - в некоторых случаях (например, при признаках разрушения вкладышей, когда присутствует низкий гул или металлические звонкие удары) машине нужна циркуляция воздуха и нарушать ее еще более опасно - может произойти из радиатора выброс закипевшего тосола. Нужно дать мотору немного поработать при открытом капоте, затем его заглушить, дать немного остыть и очень аккуратно долить в расширительный бачок чистой воды (идеально - дистиллированной). Все это нужно делать не спеша - торопливость может стать причиной полученных ожогов парами или каплями кипящего тосола.

Основные причины перегрева двигателя

Причин перегрева двигателя может быть множество, но есть несколько основных, о которых должен знать каждый водитель и не допускать их:

  • в системе охлаждения недостаточно охлаждающей жидкости - может случиться, что антифриз вытек через патрубки или трещины. Важно постоянно осуществлять зрительный контроль этой области. Но может быть внутренняя утечка, когда антифриз попал в картер двигателя. Это становится причиной того, что моторное масло серьезно разжижается. Привести к такому явлению могли заклинивание коленвала или гидроудар;
  • неисправный подвижные элемент термостата, который может заклинить. Чем грозит такое состояние? Устройство перестанет реагировать на температуру антифриза, который выходит из двигателя, что неизбежно приведет к перегреву;
  • длительная работа мотора в нестандартных режимах - при буксировке, когда работа идет на холостом ходу, когда не хватает силы воздушного потока для полноценного отвода тепла;
  • малоэффективное охлаждение радиатора из-за скопившейся между его ребрами грязи;
  • нарушение в регулировании системы впрыска или зажигания, когда рабочая смесь сгорает при открытом клапане. Это приводит к перегреву головки блока, от которой закипает антифриз в самой системе охлаждения;
  • прогар выпускного клапана, когда на перегрев влияет повышенная температура отработанных газов.
  • засоры в камерах сгорания - это свойственно для возрастных авто, у которых двигатель порядком изношен. Тогда цилиндры начинают потреблять много масла, которое плохо горит - несгоревшие части откладываются в камере сгорания. Внешний признак - сизый дым из выхлопной трубы, что особо опасно для бензиновых агрегатов;
  • отложения минеральных солей в полостях охлаждения - еще одна причина, того что движок перегретый;
  • некачественные присадки, которые обычно водители добавляются в масло. Иногда на поверхности цилиндров появляется металлокерамический слой, который проявляет себя как сильный теплоизолятор.
Иногда датчик перегрева двигателя показывает критические показатели из-за того, что в машину залит некачественный бензин, у которого октановое число очень низкое.

Это происходит по причине того, что часть смеси догорает уже в выхлопной системе. При этом перегрев будет не таким уж и интенсивным, но частые его повторы могут привести к проблемам с работой двигателя. По этой причине перегрев двигателя зимой случается чаще всего.Перегрев двигателя

Многие водители, которые не знают, как определить перегрев двигателя своевременно, боятся, что двигатель может взорваться. Но такую ситуацию помогает избежать конструкторская хитрость - при повышенной температуре разные детали начинают разрушаться по-разному, каждый со своей скоростью, что приводит к тому, что машина просто глохнет. Перегреву могут быть подвержены и дизельные двигатели. Обычно причиной такого явления являются изношенные патрубки, поломка термостата или повреждение термостата, протекание водяной помпы или датчика, который показывает температуру работы “сердца” авто. И в этом случае стоит сразу же съехать на обочину, остановить машину, дать агрегату естественно охладиться и потом при необходимости долить в расширительный бачок охлаждающую жидкость.

Был ли двигатель перегретым - признаки

Установить это сложно при зрительном осмотре - после ремонтов все погрешности, вызванные таким явлением, устраняются. И все же имеются некоторые признаки:

  • перешлифовке подвергалась привалочная плоскость головки движка;
  • мутный, с элементами хлопьев, тосол в системе охлаждения;
  • в двигателе нарушается внешняя геометрия в области стыковки головки, блока и масляного картера - наблюдается деформация металла;
  • падение масла до нулевой отметки без всяких предпосылок - это происходит из-за того, что сальники и манжеты стали из-за перегрева твердыми и неупругими.

Как можно не допустить перегрев двигателя

Существуют правила, соблюдая которые защита двигателя от перегрева станет максимальной и эффективной. Самое важное - систематически проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости ее доливать. Также немаловажно контролировать работу термостата - его перегрев чувствуется на ощупь. А вот холодный термостат - это уже серьезный повод заняться ремонтом. Важно устанавливать состояние проходных каналов - они не должны иметь трещины и дефекты,через которые может вытекать охлаждающая жидкость - лучше, если это будет тосол или жесткая вода (дистиллированная, грунтовая, дождевая, морская).

Нужно хотя бы иногда проверять систему охлаждения - особо важна герметичность ее верхней части. Исправно должен работать вентилятор, из-за остановки которого может произойти тепловой удар двигателя.

Важно следить и не допускать перегрев двигателя - это точно приведет в повышенному расходу нерационально использованному топливу, затруднит его повторный запуск и может обернуться серьезными ремонтными работами.

Автор статьи: Павел Потапенко, Автоэксперт проекта



Читайте так же:



Опрос

Как долго вы продавали свой автомобиль?
  • 1-3 дня
  • 4-7 дней
  • 8-20 дней
  • Месяц и более
  • 1-3 дня
  • 4-7 дней
  • 8-20 дней
  • Месяц и более
Результаты Ответить


О НАС

cars-bazar.ru всероссийский интернет-портал, где люди продают или покупают любую технику. Cars Bazar это десятки тысяч разнообразных авто объявлений. Автопортал нового поколения, который предлагает широкие возможности для продажи транспортных средств. А также автоновости, которые наверняка заинтересуют российских водителей и полезные статьи на все случаи жизни. Карс Базар идет в ногу со временем и постоянно развивается. Продать машину теперь гораздо проще и быстрее.

cars-bazar.ru © 2017. Все права защищены